Вы здесь

Типичные нарушения обязательных требований, выявленных при осуществлении контрольно-надзорных функций

Обзор типичных нарушений обязательных требований, выявленных при осуществлении контрольно-надзорных функций Управлением в сфере некоммерческих организаций» за первый квартал 2021 года

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области (далее – Управление) осуществляет свои полномочия в сфере деятельности некоммерческих организаций (далее – НКО) на основании Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26.

В соответствии с Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 456, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации Управлением осуществляются контрольно-надзорные функции за деятельностью НКО.

Контрольно-надзорные функции осуществляются в следующих формах:

- проведение проверок НКО по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

- анализ отчетов НКО;

- участие в мероприятиях НКО.

В первом квартале 2021 года Управлением запланировано и проведено 7 плановых документарных проверок некоммерческих организаций.

Специалистами отдела по делам некоммерческих организаций в первом квартале 2021года принято участие 1 мероприятие, проведенномрегиональным отделением политической партии, проанализированы отчеты 480 некоммерческих организаций.

По результатам анализа исполнения Управлением контрольно-надзорных полномочий в сфере НКО установлено, что типичными нарушениями законодательства Российской Федерации, допущенными НКО и послужившими основаниями для применения мер реагирования, являются:

Нарушения, выявленные при проведении проверок НКО:

1. Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон №7-ФЗ) некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

В нарушение данной нормы Федерального закона№7-ФЗ Уставы Организации содержат открытый перечень видов деятельности Организации,виды предпринимательской деятельности Уставами Организаций не определены.

2. Согласно абзацу третьему пункта 3 статьи 14 Федерального закона №7-ФЗ в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В нарушение данной нормы Федерального закона №7-ФЗ Уставами Организаций порядок формирования, назначения должностных лиц Организации и их освобождения не определен.

3. В нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона №7-ФЗ периодичность проведения заседаний высшего и постоянно действующего органа некоммерческих организаций, контрольно-ревизионного органа  не соблюдается.

4. В нарушение пункта 2 статьи 14 Закона №7-ФЗ органы управления Организаций по истечению срока полномочий не переизбираются.

5. В нарушение пункта 3 статьи 6 и статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», раздела II Положения по ведению бухгалтерского учета, норм Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, в Организациях не формируется и не утверждается приказом руководителя учетная политика.

По результатам проведения 4 проверок в отношении 4 некоммерческих организаций в суды Сахалинской области направлены административные исковые заявления о ликвидации, в связи с отсутствием деятельности НКО.

Нарушения, выявленные при проведении анализа отчетов НКО:

1.Невыполнение благотворительной организацией обязанности представлять в орган, принявший решение о её государственной регистрации, отчета о своей деятельности в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»  (далее – Закон №135-ФЗ) в срок до 1 апреля года, следующего за отчётным, содержащего сведения о:

финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований указанного Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;

персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;

составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);

содержании и результатах деятельности благотворительной организации;

нарушениях требований указанного Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Так, в нарушение указанных положений законодательства благотворительными организациями в отчетах указываются сведения о неосуществлении финансово-хозяйственной деятельности, отсутствии благотворительных программ и программных мероприятий. 

Вместе с тем в силу положений 17статьи Закона № 135-ФЗ, благотворительной организацией деятельность должна осуществляться в соответствии благотворительной программой, которая представляет собой комплекс мероприятий, утвержденных высшим органом управления благотворительной организацией и направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям этой организации.

2. Наиболее распространенным является нарушение требований к оформлению форм отчетности, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170, в части представления неполной и (или) недостоверной информации, а именно: отсутствие адреса местонахождения руководящего органа, наименования руководящего органа (органов) указание неполного наименования организации, непредставление или неполное представление сведений о руководителе, в том числе наименование единоличного исполнительного органа или должности, не соответствующие сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц и содержащимся в уставе.

При предоставлении отчетов на бумажных носителях, отчеты на 2 и более листах представляются в не прошитом, непронумерованном виде, что не соответствует порядку предоставления документов, установленному вышеуказанным приказом.

Управлением выявлен ряд нарушений при размещении отчетности некоммерческими организациями на Информационном портале Минюста России. Так, некоммерческие организации, не являющиеся общественными объединениями, размещают как формы ОН0001, ОН0002, так и сообщение о продолжении деятельности и форму ОН0003. 

Вместе с тем формы ОН0001, ОН0002 и сообщение о продолжении деятельности являются взаимоисключающими формами отчётности. В случае получения иностранного финансирования, членства в организации иностранных граждан или лиц без гражданства, а также при поступлении денежных средств, превышающих 3 млн. рублей, под упрощенную отчетность (сообщение о продолжении деятельности) указанные организации не подпадают, и размещение сообщения о продолжении деятельности в данном случае не требуется.

Предоставление отчета по форме ОН0003 для некоммерческих организаций не предусмотрено (предусмотрено только для общественных объединений).

 

13 апреля 2021 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).